|
|
Историческая справкаОзерский муниципальный район, расположенный в 135 километрах к юго-востоку от Москвы, являет собой один из самых экологически чистых уголков природы родного Подмосковья. На территории в 538, 4 кв.км. разместились 59 населенных пунктов с общим числом жителей 39 тыс. человек. Территория Озерского края граничит с Каширским, Ступинским, Коломенским, Луховицким и Зарайским районами. С юга районный центр город Озеры огибает река Ока с двумя правыми притоками - Большой Смедвой и Осетром. С трех сторон город обступает уникальный смешанный лес с частыми сосновыми борами, березовыми и липовыми рощами, дубом и осиной. На севере района протекают речки Коломенка, Гнилуша и Ягорма. Озерский край - уголок истинно русской природы. Протяженность реки Оки на территории Озерского района более 40 километров. От Калуги до Коломны река Ока -естественная граница двух природно-географических подзон лесной зоны: лесной и лесостепной, где широко представлены смешанные и широколиственные леса. Правый берег Оки - высокий и крутой, с холмами, балками* оврагами; левый низкий и пойменный, с множеством, около 25, озер-стариц. Самые большие из них - Песочное, Нижнее и Долгое. Правобережье Оки занимают северные склоны Среднерусской возвышенности, являющиеся ее границей. Здесь, в уголке первозданной природы, по берегам Оки расположены многочисленные здравницы, пансионаты, дома отдыха, туристические базы, оздоровительные лагеря для детей, пристани для плавучих туристических баз. Так, в 12-ти километрах от города, вверх по течению, на левом берегу Оки, в сосновом бору находится санаторий "Озеры" -здравница неврологического направления. Близ санатория найден источник сульфато-натриевой минеральной воды, насыщенной йодом, бромом, калием, а двумя километрами ниже по течению от санатория раскинулись корпуса пансионата с лечением "Ока", известного далеко за пределами России, а еще чуть ниже по течению - живописнейший детский оздоровительный лагерь "Лесная поляна". С уникальной природой связана и вся история Озерского края. Например, в селе Сенницы сохранены остатки одной из ранних Подмосковных усадеб. С 1707 года усадьбой владели известные в России фамилии, такие как бывший губернатор Сибири М.П. Гагарин и граф Ф.Э.Келлер. Здесь сохранены три из пяти каскадных пруда с проточной водой и часть парка, в котором когда-то насчитывалось около 300 видов пород деревьев. Об истории усадьбы, ее архитектуре и о знаменитых владельцах местными краеведами и журналистами собраны уникальные архивные материалы, фотографии и гравюры, на основе которых написана и готовится к публикации замечательная книга, предназначенная и для широкого читателя, и как учебное пособие по краеведению. В деревне Дулебино, расположенной на живописном берегу р.Смедва, находилась усадьба великого русского писателя Д.В.Григоровича. Здесь были написаны лучшие его произведения: повести "Смедовская долина", "Мать и дочь", "Деревня", "Антон Горемыка", романы "Рыбаки", "Проселочные дороги", "Переселенцы". Учитывая историю Озерского муниципального района, сохранившиеся объекты старины и его уникальную природу, здесь имеются все предпосылки для развития туристического бизнеса. Древняя история, возникновения и развития Озерского края уникальна, как и его природа. Существуют пока три исторические версии, последняя из которых предлагается на суд читателя. В излучине Оки
Освоение дремучего приокского края началось в VI веке, когда первопроходцы Великого янтарного пути, полуторатысячным отрезком которого стала Ока, были вынуждены осваивать берега реки. Именно вынуждены... С берегов Балтики, через сложную систему рек и волоков шли караваны судов вниз по Оке, а далее по Волге, груженные янтарем, мехами, кожами, а из Китая, Персии, Египта ввозились диковинные заморские товары. Особенно труден был путь домой - против течения. Суда шли где на парусно-весельной тяге, где конно-бурлацким способом. Пользуясь медленным ходом судов, дикие кочевые племена грабили торговые караваны, истребляя и пленяя торговый люд. Особо опасным отрезком пути была излучина Оки от современной Притыки до устья реки Смедвы. Здесь, за лесными "шеломами" высокого правого берега, прятались "сыны Дикого поля", обеспечивая внезапность нападения. Положение усугублялось тем, что в этой излучине заливной левый берег был болотисто-топким, с цепью больших и малых озер. Поэтому перегруженные суда шли по излучине на весельной тяге, очень медленным ходом, прижимаясь к правому глубоководному берегу... К концу VI века для охраны этого участка водного пути по правобережью излучины реки были устроены охранные кордоны. Эти сторожевые посты (по версии института археологии России) возникли на местах современных Ростиславля и Люблина, т. е. на расстоянии прямой видимости. Дружины, осевшие в крепостях, составляли от 50-ти конных латников. Стратегически и тактически места крепостей были выбраны идеально, а вот с практически-житейской точки зрения нижняя застава (будущий Ростиславль) была лишена питьевой воды. По преданиям, угро-финны и скандинавы употребляли воду, не оскверненную никакой живностью, т. е. только родниковую, дождевую, талую... Для обеспечения крепости водой и провиантом на левом берегу Оки образовались два поселения, состоящие из простолюдинов-воинов, а в дальнейшем пополнявшиеся ранеными или заболевшими варягами, возвращавшимися из похода. Первое поселение обустроилось на геологическом выходе известняков и доломитов, там, где имелись крупные источники ключевой воды (район современных Белых Колодезей). Напротив створа нынешних Свиридоновской и Полурядинской гор - второе поселение, которое занималось рыболовством и охотой на водоплавающую и другую дичь. В связи с заболоченностью левобережья древние постройки поселенцев ставились на озры -дубовые сваи, служившие долговечным фундаментом. Может быть, и дальнейшее название наше происходит из тех дальних веков - "Оз(е)ры"? Хотя... это одна из многих версий. В архивах, в частности, в Государственном Мособлархиве, существует еще одна версия, по которой вода и продукты с левобережья в крепость доставлялись по подземному ходу. И что устроен он был только для доставки воды и пищи, но ни в коей мере для бегства от врага. Два левобережных поселения соединялись дорогой, по которой свозились запасы рыбы и мяса к подземному ходу. Часть дороги (ориентировочно до нынешних очистных сооружений) составляла гать, остальная ее часть была грунтовая. Крепость в районе Люблино в таком сложном снабжении не нуждалась. Во-первых, там были свои источники воды, во-вторых, в лесах междуречья Оки и Смедвы водилось много дичи, в-третьих, так называемый Люблинский перекат обеспечивал брод на левый берег... Минут столетия до того времени, когда летописец напишет фразу: "... того же лета (в 1153 году) князь Ростислав Ярославович Рязанский создал во имя свое град Ростиславль у Оки-реки..." Но есть одна существенная деталь. Праправнук Великого князя Владимира и правнук Ярослава Мудрого князь Ростислав, "создавая град во имя свое", не потревожил останков своих героических предков, оставив старый погост и построив город чуть в стороне от старого кладбища. Именно археологические находки этого захоронения позволили заявить в самом начале "о слиянии культур".
В центральном музее археологии
имеются экспонаты - находки древних захоронений. Например, крест в виде
египетского иероглифа "Анх", который уже с первых веков христианства
употреблялся для символического изображения Креста Животворного. Все вышеизложенное дает основание полагать, что край наш озерский прикоснулся к христианству задолго до крещения Руси... * * *Об истории возникновения поселений в границах Озерского района не знает никто, также, например, никто не знает, когда и кем был основан Новгород. Это не утверждение автора, а выводы ученых-историков, таких как В.Хитров и В.Соколов. Наши предки, как известно, назывались славянами, а у славян не было государя единого, а значит, не было государственности. Только после того, как новгородцы призвали на правление вождей варяжского племени Рюрика, Синеуса и Трувора, было положено начало государственности. Эти братья-варяги управляли скандинавским племенем, называемым Русью. Вот что говорилось в Новгородском посольстве к ним: "...Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами..." Братья дали согласие. С тех пор земли славянские стали называться Русью. После скорой кончины братьев Синеуса и Трувора Рюрик стал один владеть землей русскою. С этих пор (862 г.) и берет начало русская государственность. С этих пор и ведется более или менее точная хронология эволюции Руси. Возникновению Руси как государства, хоть и раздробленного на многие княжества, с незатухающими междоусобными войнами, способствовало еще и то, что племена, населявшие земли славянские, и племена варяжские были одной языческой веры. Первые признаки христианства, как уже говорилось ранее, стали проникать в славянские земли еще в VI веке по великому янтарному пути. Первые же ростки христианства проросли на Руси во времена правления "устроительницы земли русской" княгини Ольги. Она первая из князей русских приняла христианскую веру, а крестил ее главный архиерей греческой церкви, Царь же греческий стал ее крестным отцом. Однако не многие из окружения Ольги приняли христианскую веру. Самым оголтелым ее противником, к сожалению, стал ее сын Святослав. После смерти Ольги Святослав завоевывает Болгарию, но во время этого похода немалая часть его дружины бежала от своенравного и жестокого князя в земли Рязанские, Новгородские, Псковские, создавая собственные поселения на плодородных и богатых дичью землях, в том числе в бассейнах реки Оки. В будущем на их месте возникнут деревни и села озерского края... Промчатся еще полтора столетия до той знаменательной поры, когда внук великой княгини Ольги Владимир примет греческую веру и крестит в православие Киевскую Русь. Здесь необходимо сделать еще одно отступление. Ведь к христианам относятся и католики, которые веруют во Христа. Так почему же православной считается греческая религия? Существует предание. Недолго продолжалось идолослужение при Владимире. Князь стал сомневаться в силе языческой богов и долго, мучительно выбирал веру из всех вероисповеданий. И пришел к нему однажды греческий философ (ученый, мудрец), который хвалил православную веру и осуждал другие. Он объяснил Владимиру, ради чего сошел на землю и был распят Сын Божий. Окончив свою речь, мудрец показал Владимиру картину страшного суда: направо -праведники с весельем шли в рай, а грешники - налево, в муку вечную. Владимир долго рассматривал картину, наконец вздохнул и сказал: "Добро тем, которые одесную, и худо тем, которые ошуюю". Мудрец ответил: "Крестись, - и ты будешь направо". Отсюда - православие.К грешникам относились идолопоклонники - язычники, которые в жертву своему богу Перуну приносили детей малых. Магометяне, чья религия запрещала есть свинину и пить вино (веселие же Руси есть — есть-пити, не может Русь без этого быти), евреи, которые распяли христа, немцы (католики) с их инквизицией, пытками, сжиганием на кострах... А еще через полтора столетия праправнук Владимира Красное Солнышко Ростислав Ярославович на месте древнего сторожевого поселения варягов воздвиг в свою честь город Ростиславль (ровно через 6 лет после основания Москвы Суздальским князем Юрием Долгоруким). Уже к этому времени в древних русских городах Зарайске, Коломне, Рязани, Новгороде и других высились православными крестами купола церквей во исполнение воли и завета князя Владимира: "...ставить церкви на тех местах, где прежде стояли идолы."
Край озерский многие века был как
бы в центре событий эволюции раздробленных удельных княжеств в единое
государство, начиная с Юрия Долгорукого до царствования Ивана Даниловича Калиты. При его княжении население Руси разделялось на три разряда: людей служилых, которые составляли дружину князя; людей черных, которые занимались разными промыслами и обязаны были платить князю подати; на холопов, которые должны были работать на князя. Последние по своим занятиям разделялись на бобровников, ловивших для князя бобров, бортников, собирающих мед, рыболовов, ловчих, пахарей и т.д. Жили холопы особыми слободами на необъятных княжеских землях. В излучине Оки и на берегах ее притоков, на границе с княжеством Рязанским, на самых плодородных, богатых дичью и рыбой землях образовались многочисленные слободы холопов. В районе современных Храброво, Фофаново, Бутьково, Фроловского в изобилии выращивалась гречиха - медоносный злак. С левобережных поселений Оки, где сейчас расположены Озеры, Тарбушево, Комарево, Б.Колодези, Горы, Бабурине и другие, поставлялись в больших количествах на Московский княжеский двор шкуры бобров, лисиц, кротов, зайцев; мясо птицы, а также лосиное, кабанье; различная речная и озерная рыба и раки. Все это летом сплавлялось по красавице Оке до устья Москвы-реки, а дальше бурлаки тянули груженые баржи и струги в стольный град Москву. Между прочим, от этих промыслов образовалось множество местных фамилий: Бортниковы, Пчелкины, Рыбаковы, Лосевы, Кабановы, Зайцевы, Лисицыны, Щукины, Карасевы и многие другие... Умея хорошо княжить, собирать деньги, Иван Калита умел и беречь свое богатство. Ни у одного князя не было такой богатой казны. Недаром князь Иван Данилович был прозван Калитою, т.е "мешком с деньгами". И надо отдать ему должное: холопы -работный люд — князя жили сытно и в достатке. Особенно это было заметно на фоне Владимирского и Рязанского княжеств. Вот и побежал народ из приграничных рязанских городов таких, как Ростиславь, Бебехово и др., на Московию. Именно поэтому опустел, а затем вовсе пришел в упадок город Ростиславь, пополнив население Левобережья Озерского. * * *Прошло полвека с той поры, когда в 1328 году Иван Калита получил по воле хана Узбека великое княжение. С этих пор оно почти никогда уже не выходило из рода московских князей. Но недолго княжил Иван Данилович скончался он в 33 года. И недолго после него длились мир и покой между Русью и татарами, а также между князьями русскими... Когда на московское княжение вступил внук Калиты Дмитрий Иванович, стали предъявлять свои претензии на главенство князья Суздальский, Тверской и Рязанский. Но в эти годы огромное влияние в государственном управлении имела православная Церковь во главе со святителем Алексием. Только благодаря его государственной заслуге Москве удалось-таки обуздать своих соседей. Следует отметить, что и в дальнейшем в развитии Руси главенствующую роль будет играть православная церковь. После кончины митрополита Алексия приемником его стал преподобный Сергий. Именно он станет духовным наставником и мудрым государственным советником князя Дмитрия Ивановича... А матушка Ока все так же неспешно несла свои воды. Развивался и преображался край не только ее излучины, но и всего междуречья между Окой и Москвой-рекой. В первую очередь развитию приокского края способствовал "хлеб наш насущный". Следует отметить, что в древней и средневековой Руси основным продуктом питания, помимо мяса и рыбы, были каши. Хлеб в те времена заменяла полба - нечто подобное густотертой каше из любого злака. Помните сказку Пушкина "О попе и его работнике балде"? Хлеб в его нынешнем понятии по тем временам только начинал культивироваться и был доступен лишь для "великокняжеского двора". Пшеница и рожь завозились в Московию из южных княжеств (современные Белгородская и Тульская области). Таким образом появился так называемый "хлебный тракт", пролегающий со стороны Венева на Люблинский перекат, потом по современной улице Ленина на Горы, Акатьево, а далее через Коломну на Москву и Рязань. Древнее Люблинское поселение превращалось в торговый городок Люблин с причалами ниже переката в районе д. Смедово. Селище Озерцы выстраивается в более определенную форму вдоль этого тракта... Здесь хочется отметить еще один исторический факт возникновения одной из деревень Озерского района, для этого вернемся на пятьдесят лет назад от описываемых событий. Иван Калита был богат не только деньгами, но и военными силами. Так как служить богатому князю было выгоднее, чем бедному, то служивые люди стекались к Калите изо всех княжеств; приходили даже из других стран. Так при нем переселился в Москву один литовский вельможа, получивший в Москве после крещения имя Андрея Ивановича. Это был первый предок будущего рода Романовых. А вот предок царя Бориса Годунова мурза Чет перешел на службу к Ивану Даниловичу из Орды. И направлялся мурза в Москву, следуя по дороге, где сейчас расположены Колычево-Уварово-Бояркино-Алешково, и далее на Москву. И сделал мурза большой привал на плодородной луговине с подступающим к ней неописуемой красоты лесом. "И призвал мурза Чет холопов тарбышевских, одарив их серебром и оружием, осваивать эту землю благодатную. Оставил мурза "копье" (десять) своих конников на воспоможение и заселение..." Отправляясь дальше на Москву, Чет оглядел будущее селение и изрек: "Якши", что по-русски значило "хорошо". Так и зовется с тех пор это селение Якшино. А тем временем московский князь Дмитрий Иванович утвердил свое преобладание между северорусскими князьями и вместе с тем изменил свое отношение к татарам. Он перестал соблюдать перед ханом прежнюю покорность. Дмитрию был не знаком страх, который питали к Орде его деды и прадеды; наоборот, бывая в юности в Орде, он хорошо видел, как она слабела, между тем как собственные успехи в борьбе с русскими князьями внушили ему большую уверенность в собственных силах. К этому времени в Орде воцарился человек, который сумел соединить все улусы под свою власть. Это был Мамай. Не довольствуясь господством в Золотой Орде, Мамай задумал и московского князя вернуть к прежней покорности. Он послал на Дмитрия одного из своих князей, Бегича. Великий князь не стал дожидаться, когда тот вступит в его пределы, и сам пошел ему навстречу в землю рязанскую. Битва произошла на реке Воже, где русские полки наголову разбили татар. Эта битва послужила началом открытой борьбы с татарами. Мамай пришел в ярость, услышав о поражении, и решил двинуть против Дмитрия свою Орду. - Пойдем, - сказал он своим вельможам, - на русского князя и на всю силу русскую, как/было при Батые: "христиан погубим, церкви попалим, кровь русскую прольем, и юны их уничтожим." А тем временем Великий князь, отослав по рязанской дороге гонцов на Москву с известием о победе, возвращался домой по левому берегу Оки, лично осматривая свои многочисленные владения и расставляя своих "посадских" в селениях излучины: Горки, Тарбышево, Стояньево... "Долго глядел Великий князь на град Ростиславов и молвил: "Зело лепотно, ан не мое, но Олегово...". (Олег Иванович - в ту пору князь рязанский). В.Соколов "Битва на Воже" стр. 240. Великий князь Дмитрий был на пиру у боярина Вельяминова, когда в Москву пришла весть о собравшейся над ним грозе. Сильная скорбь овладела при этом известии душою великого князя. Он понимал, что разбить один отряд татар, как это было на Воже, не то, что одолеть всю Орду... Помолившись усердно Богу, он призвал к себе брата Владимира Андреевича (князь серпуховской) и бояр своих и сказал им: "Братья, пойдем против окаянного, безбожного и нечестивого сыроядца Мамая; встанем за православную веру христианскую и за святые церкви!" (здесь и далее цитаты из летописания В. Хитрова, изд. 1903 г., Москва). Владимир Андреевич не задумываясь отвечал: "Лучше под мечом за Христову веру и святые церкви умереть, чем в рабстве век вековать". Наступило великое и трудное время: русская земля начинала борьбу со всею силою татарскою. Эта борьба должна была или еще более возвеличить Москву, или совсем погубить ее. Дмитрий осознавал это и "в горести души своей" отправился за утешением и одобрением к преподобному Сергию. "Отче, - сказал ему великий князь, - ты уже знаешь, какое горе сокрушает меня: ордынский рыцарь Мамай двинул свою орду безбожных татар; и вот они идут на мою отчину, на русскую землю - разорять святые церкви и губить христиан; помолись, отче, чтоб Бог избавил нас от беды." У преподобного Сергия князь отслушал литургию и вместе с дружиной "вкусил хлеба" с монастырской братией. По просьбе Дмитрия преподобный Сергий отдал ему лучших воевод своего полка - Александра Пересвета и Андрея Ослябя, возложив на них вместо шеломов схимны с нашитыми крестами (оба падут в Куликовской битве). Местом сбора всех полков была назначена Коломна, где Москва-река впадает в Оку. Здесь провели смотр всем войскам в 200000 человек. И здесь же Дмитрий получил весть о том, что рязанский князь стал на сторону Мамая. "Олег хочет быть вторым Святополком. Суди, Господи, между ним и мною!" - с грустью изрек князь... Эта новость не только не остановила похода, а ускорила его. На следующий день часть войска великого князя, перейдя Оку, вступила в землю рязанскую. "Кто идет по рязанской земле, пусть ничего не касается и ничего не берет, ни единого волоса," -заповедовал Дмитрий. Поэтому и остался нетронутым Ростиславль и другие правобережные города рязанские. Сам же князь с большей частью войска двинулся по левобережью Оки в сторону Каширы. Под Акатьевым войско разделилось еще на две части. Князь Дмитрий пошел во главе полков по дороге через Стояньево, Якшино, Алешково на реку Каширку. Другая часть рати во главе с воеводой Боброком двигалась по маршруту Акатьево - Горы - Озеры - Тарбушево. Перейдя Каширку, войска соединились у Лопасни и "борзо" двинулись к Дону. В пути Дмитрия нагнали посланцы от преподобного Сергия. "Без всякого сомнения, господине, иди на врага, и не предаваясь страху, надейся, что поможет тебе Бог, Пресвятая Богородица и святой чудотворец Петр," - писал преподобный великому князю... Как известно, битва на поле Куликовом произошла в великий праздник Рожества Богородицы, 8 сентября 1380 года. Победа в этой битве досталась ценой огромных потерь. Более 200000 привел князь к реке Непрядве, а уцелело только 40 000... "Братия, бояре и князья и дети боярские, - говорил Дмитрий (теперь уже Донской), и грусть глубокая звучала в его голосе, — видно, суждена была вам здесь смерть. И положили вы головы свои за святые церкви, за землю русскую, за веру христианскую. Простите меня, братия, и благословите..." Прошли века с тех славных пор, но каждый год в субботу перед 26 октября (днем ангела великого князя Дмитрия) совершает Православная Церковь панихиду по павшим воинам. Известна эта панихида под именем "вселенской". Служат ее и в Озерской Троицкой Церкви, и других церквях озерского благочиния. * * *А Ока все так же неспешно несла в своих водах годы, десятилетия, столетия. Уж давно был забыт витязь Смед, когда-то владевший обширными угодьями правобережья Оки. Остались названья: река Смедва, селища Смедово, Облезьево (Облазьево), Храброво... Семнадцатое столетие лишь утвердило на Руси крепостнические порядки. Мало помалу царь Алексей Михайлович утрачивал свое светское влияние на своих подданных. Власть прибирал к рукам патриарх Никон, и основная масса населения Руси - крестьяне - находились под тройным поборным гнетом: помещиков, монастырей и царской семьи. Лишь в 1666 году упекли Никона в Ферапонтов монастырь. Свежим ветром пронеслись Петровские реформы по России, в немалой степени охватив и нашу родную излучину Оки... Когда в 1695 году по царскому указу было намечено построить несколько морских судов для защиты торговых интересов русских купцов на Каспийском море, местом реализации этого указа избрали верфь подмосковного села Дединово. Корабельные сосны и ели спускали для сплава с горки по течению выше Белых Колодезей, разместив в существующем пасаде работных из холопов. Впоследствии село Горы вырастет в волостной центр. Близ нижней мукомольной мельницы, что на реке Смедва, согласно повелению только назначенного командующего пока еще не существующим флотом Франца Лефорта, развернулась небольшая мануфактура для изготовления парусов по шведским клише. Ни военных дарований, ни ратных подвигов за Лефортом не числилось. Только уроженец самой сухопутной страны в Европе, швейцарец Лефорт, весельчак и балагур, не любивший утруждать себя какими-либо заботами, мог так глупо распорядиться: производить паруса "за три лаптя по карте" от самой верфи. Но благодаря этой "глупости" возникло еще одно село озерского края Клишено, в дальнейшем Клишино (из версии историка и публициста Н.И. Павленко), а вместе с этим на территории будущего Озерского района возникает и мануфактурный промысел... Из Гор в Дединово, а затем в Воронеж была направлена плотницкая артель. В начале мая 1696 года в Воронеже, где с топором в руках трудился и сам Петр, был выстроен первый российский флот в составе 27 судов. Плотницкие артели, в том числе и Горская, по царскому указу получили «вольную» и с Богом были отпущены по домам. Прозываться эти люди с тех пор должны были Кораблиными. Так в нашем районе зародилась еще одна фамилия - Кораблины... А потом, когда во главе с "первым бомбардиром" русское посольство в составе 250 человек из волонтеров, детей вельмож и "башковитых" отроков-простолюдинов, в числе которых были озерские юноши, обучившись навигации, фортификации и другим, военным премудростям в Европе, пройдут с Петром все баталии, поражения и победы, в 1700 году на малую Родину вернутся капралы, капитаны, майоры, их дети станут Капраловыми, Капитановыми, Майоровыми... Земля озерская и наши предки имели прямое отношение к строительству Петербурга. По выражению историка М.П. Погодина, "Санкт-Петербурх был не только любимым детищем и гордостью Петра, но и символом его царствования, воплощением этих "преобразований". После 1720 года Петербург стал достигать "высокой благоустроенности". Для отделки фешенебельных дворцов знати в эту пору необходим был паркет. Исходный материал для этого был облюбован в районе от современной д. Каменки до Нагорной дубравы. Это был вековой дубовый лес. Его валили и сплавляли вниз по течению Оки, притыкая на глубоководном омуте у крутого правого берега. Там затопляли и "морили". Так на правом берегу, в самом конце излучины Оки появилось селение Притык, а в дальнейшем Притыка. Стволы мореного дуба в северную столицу доставляли гужевые перевозчики. Но в это время в Питере улицы стали вымащивать камнем. По этому поводу был издан высочайший указ, где, в частности, говорилось: "... каждый прибывающий в Петербург гужом должен доставлять на возу по три камня не менее пяти фунтов, а на каждом судне 10-30 камней..." Петровские указы выполнялись неукоснительно, поэтому на левом берегу Оки, там где формировались гужевые караваны, появилось поселение, жители которого заготовляли камень. Называлось оно сначала Каменки, затем Каменки, а сегодня это д. Каменка. И везли перевозчики в Питер мореный дуб и камень, а назад привезли фамилию Перевозчиковы... * * *В 1824 году деревня Озерок (Озерки) состояла из 90 дворов. Крепостные деревень Озерки, Холмы, Стребково были заложены в Санкт-Петербургский Опекунский Совет по займу под залог на 26 лет помещицей Е. П. Багратион (Скавронской). В 1830 году она доверила тайному советнику К. Я. Булгакову распоряжаться своим недвижимым имуществом и прислала Мирской приговор крестьянам деревни Озерок об увольнении их в свободные хлебопашцы. В 1851 году деревню Озерки стали именовать селом Озеры, в котором была построена приходская церковь. Село входило в состав Горской волости Коломенского уезда Московской губернии. С 1875 года Озеры - фабричное село в экономическом отношении - промышленно-торговое. Оно входило в число двадцати одного промышленного центра Московской губернии. В 1917 году административная власть была перенесена в село Озеры в ведение Озерского Совета рабочих и крестьянских депутатов с административным подчинением ему пяти волостей: Акатьевской, Бояркинской, Горской, Суковской и Куртинской. 17 августа 1925 года, согласно Декрету ВЦИК, поселку Озеры был определен статус города. В 1990 году город Озеры причислен к историческим городам Московской области. С конца XVIII века в Озерском крае интенсивно развивалась текстильная промышленность. В селе Белые Колодези с 1796 года работали полотняные мануфактуры Савелия Ивановича Мосолова по выработке полотняных скатертей и салфеток. В 1835 году было основано крупнейшее предприятие района "Текстильная фирма "Ока". Пряжа, суровые и готовые ткани, швейные изделия, выпускаемые фирмой, пользуются устойчивым спросом на российском рынке и рынке стран западной Европы и Америки.
|
|